Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Социальный заказ
Нормативные документы и методические материалы

Федеральные документы

О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2023 года № 871

Открыть

О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р (о Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года № 1230-р

Открыть

О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 апреля 2023 года № 302
(Зарегистрирован 24 мая 2023 года № 73417)

Открыть

Информационно-методическое письмо об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации дополнительных общеобразовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)
Приложение к письму Министерства просвещения Российской Федерации от 27 марта 2023 года № 06-545

Открыть

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 568

Открыть

Об утверждении Правил выдачи единого социального сертификата на получение двух и более государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти
Постановление Правительства РФ от 8 июля 2021 года № 1144

Открыть

Об утверждении Положения о структуре реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере и порядке формирования информации, включаемой в такой реестр, а также правил исключения исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере из реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2021 № 183
(ред. от 11 марта 2022 года)

Открыть

Об утверждении примерной формы государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, примерной структуры государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и общих требований к форме отчета об исполнении государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2020 года № 1694

Открыть

Об утверждении общих требований к принятию решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 года № 1678

Открыть

О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189
(ред. от 28 декабря 2022)

Открыть

Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467
(с изменениями на 2 февраля 2021 года)

Открыть

Региональные документы

Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)» в Оренбургской области в соответствии с социальными сертификатами

Приказ Министерства образования Оренбургской области от 19 июля 2023 года № 01-21/1090

Открыть

Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества дополнительных образовательных программ (общественной экспертизы) на соответствие Требованиям государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере по направлению деятельности «Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)»

Приказ Министерства образования Оренбургской области от 29 июня 2023 года № 01-21/1007

Открыть

Об утверждении порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Оренбургской области, и отчета об их исполнении
Постановление Правительства Оренбургской области от 3 февраля 2021 года № 44-пп
(с изменениями на 27 декабря 2022 года)

Открыть

Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Оренбургской области
Постановление Правительства Оренбургской области от 3 февраля 2021 года № 43-пп
(с изменениями на 24 января 2023 года)

Открыть

Ответы на вопросы, поступившие от органов государственной власти субъектов Российской Федерации (первая часть)
Февраль 2023, Министерство финансов Российской Федерации

Открыть

Федеральный уровень

Постановление от 4 июля 2019 года N 485-пп О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей

Региональный уровень

Приказ о создании регионального модельного центра дополнительного образования детей в Оренбургской области
О наполнении ЕАИС ДО

Муниципальный уровень

Министерство образования Оренбургской области

Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко»»

Региональный модельный центр дополнительного образования детей

в Оренбургской области

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по созданию и функционированию муниципальных опорных центров дополнительного образования детей в Оренбургской области

Составители:

Антюфеева Н.К. –  заместитель директора ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко

Курочкина О.А. – директор Регионального модельного центра дополнительного образования детей в Оренбургской области

Рецензент:

Воронина Ю.В. – начальник отдела дополнительного образования министерства образования Оренбургской области, к.п.н., доцент

Методические рекомендации по созданию и функционированию муниципальныхопорных центров дополнительного образования детей на территории Оренбургской области / сост. Н.К.Антюфеева, О.А.Курочкина. – Оренбург, 2020. – 25 с.

  • методических рекомендациях рассматриваются вопросы, раскрывающие организационные условия для создания и функционирования муниципальных опорных центров дополнительного образования детей на территории Оренбургской области. Методические рекомендации помогут расставить акценты в понимании требований к деятельности муниципального опорного центра как современного механизма проектного управления развитием муниципальной системы дополнительного образования детей в целях обеспечения достижения показателей развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Оренбургской области, установленных государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», региональным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

В рекомендациях представлен модельный пакет нормативных правовых актов, обеспечивающих запуск нового формата управления системой дополнительного образования детей на муниципальном уровне.

Настоящие методические рекомендации адресованы специалистам органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и сотрудникам муниципальных опорных центров дополнительного образования детей Оренбургской области.

Содержание

Введение. 4

1. Организационные условия для создания и функционирования муниципальных опорных центров дополнительного образования детей в Оренбургской области  7

2. Модельный пакет нормативных правовых актов по созданию функционированию муниципальных опорных центров дополнительного образования детей в Оренбургской области. 11

2.1. Модельное Положение о МОЦ.. 11

2.2. Модельный план работы МОЦ.. 17

2.3. Модельный медиаплан МОЦ.. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

Список сокращений. 22

Список литературы.. 23

Введение

В целях обеспечения достижения показателей развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Оренбургской области, установленных государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 (ред. от 20.06.2020), Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденном президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16, региональным проектом «Успех каждого ребенка» (соглашение № 073-2019-E20057-1 от 7.02.2019) национального проекта «Образование»; руководствуясь основными положениями и показателями приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 №11, постановлением Правительства Оренбургской области от 4 июля 2019 года N 485-пп на территории региона  реализуются мероприятия по развитию региональной системы дополнительного образования детей.

  • соответствии с Приказом министерства образования Оренбургской области от 23 июля 2020 года № 01- 21/979, к 15 сентября 2020 года во всех муниципальных районах/городских округах региона должны быть созданы муниципальные опорные центры дополнительного образования детей (далее – МОЦ).

Важно подчеркнуть, что в соответствии с государственной стратегией развития системы дополнительного образования детей МОЦ рассматривается как новый формат проектного управления в муниципальном образовании. Основными направлениями деятельности МОЦ являются:

– запуск и функционирование регионального общедоступного навигатора дополнительного образования детей;

– внедрение и сопровождение персонифицированной системы финансирования дополнительного образования детей (далее ПФ ДОД);

– внедрение и реализация моделей по выравниванию доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с различными образовательными потребностями и возможностями, в том числе в сетевой форме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

МОЦ на территории соответствующего муниципального образования необходимо:

1. Осуществлять организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (в том числе оказывать поддержку некоммерческим образовательным организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы).

2. Координировать деятельность муниципальных организаций и некоммерческих образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, при включении ими данных в региональный навигатор.

В целях обеспечения достижения показателей развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Оренбургской области, установленных государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», региональным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», руководствуясь основными положениями и показателями приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» определены общие приоритетные цели деятельности организаций дополнительного образования детей в 2020-2021 учебном году:

1. Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях[1].

2 Разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей.

3. Увеличение предложения, нормативную регламентацию, методическую и кадровую поддержку программ дополнительного образования, реализуемых в каникулярный период (в том числе краткосрочных программ, программ онлайн-смен и др.).

4. Расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в образовательных организациях высшего и среднего образования (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, летних профильных школ (смен).

5. Внедрение инструментов стимулирования расширения спектра программ, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировочные площадки).

6. Нормативное закрепление практик учебного характера обучающихся на реальных производствах (промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм, методическая поддержка их реализации.

7. Создание необходимых условий для занятия молодежи техническими и военно-прикладными видами спорта, в том числе в системе Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».

8. Расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей с использованием менторства и наставничества.

Выполнение задач по созданию и функционированию МОЦ возлагается на органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, что предполагает:

  1. Разработку соответствующего пакета нормативных правовых документов, утверждаемых муниципальным правовым актом.
  • Размещение информации, подтверждающей присвоенный статус МОЦ на сайте муниципального образования.
  • Обеспеченность деятельности МОЦ инфраструктурными, материально-техническими и кадровыми ресурсами.
  • Персональную ответственность должностного лица, определенного органом местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, за достижение целевых показателей:

– охвата детей дополнительным образованием (в том числе программами естественнонаучной и технической направленностей);

– охвата детей системой персонифицированного финансирования;

– сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

– разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ (в том числе в сетевой форме и/или с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);

– разработку и внедрение моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей из сельской местности;

– создание и функционирование ежегодных сезонных школ для одарённых и высокомотивированных школьников.

Общие требования к управлению муниципальной системой дополнительного образования детей и функции ОМСУ в рамках реализации Проекта отражены в приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»[2].

Настоящие методические рекомендации разработаны для успешной реализации задач по созданию и функционированию МОЦ на территории Оренбургской области и адресованы специалистам органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и сотрудникам МОЦ.

1. Организационные условия для создания и функционирования муниципальных опорных центров дополнительного образования детей в Оренбургской области

Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей в Оренбургской области (далее – МОЦ) – структурное подразделение организации дополнительного образования или общеобразовательной организации, наделенное правовым актом органа местного самоуправления функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего муниципального образования.

МОЦ создается в каждом муниципальном образовании Оренбургской области (далее – МО). Решение о создании МОЦ и положение о МОЦ утверждаются муниципальным правовым актом.

Положение о МОЦ определяет:

– общие положения;

– цели и задачи;

– функции;

– организационную структуру;

– права и обязанности;

– порядок проведения мониторинга реализации мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребёнка»;

– процедуру обеспечения публичности деятельности;

– материально-техническое обеспечение.

Общая координация и контроль деятельности МОЦ обеспечиваются:

– на муниципальном уровне – органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования;

– на региональном уровне – региональным модельным центром дополнительного образования детей Оренбургской области (структурное подразделение Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» (далее – РМЦ).

Взаимодействие РМЦ и МОЦ будет организовано на основании соглашения о сотрудничестве.

Руководство МОЦ осуществляет сотрудник образовательной организации, на базе которой создается МОЦ. Деятельность координатора МОЦ регламентируется должностной инструкцией, разработанной в форме локального акта образовательной организации.

Для эффективной работы МОЦ рекомендуемое количество сотрудников составляет не менее двух человек. В этой связи целесообразно предусмотреть возможность изменения штатного расписания образовательной организации с выделением не менее двух штатных единиц (руководитель-координатор и методист МОЦ).

Целью деятельности МОЦ является создание условий для обеспечения в МО эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных вариативных

  • востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования детей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

МОЦ выполняет функции ресурсного центра, обеспечивает сотрудничество между региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными и частными образовательными организациями разного уровня и ведомственной принадлежности, общественными и религиозными организациями и объединениями, предприятиями реального сектора экономики и бизнес-партнерами, своевременно информирует участников системы дополнительного образования детей и их социальных партнеров о вводимых на территории МО нововведениях в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

К числу приоритетных направлений деятельности МОЦ относятся:

– поддержка функционирования межведомственного муниципального сегмента общедоступного навигатора дополнительных образовательных программ;

– внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

– разработка и апробация моделей обеспечения равного доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности;

– разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ (в том числе в сетевой форме и/или с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);

– формирование позитивного имиджа муниципальной системы дополнительного образования детей.

Кроме того, зоной персональной ответственности МОЦ является предоставление статистической информации о результатах реализации основных мероприятий на территории МО и достижении целевых показателей регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

В целях обеспечения своевременного выполнения задач по созданию и функционированию МОЦ на уровне МО необходимо разработать и утвердить муниципальным правовым актом дорожную карту (план первоочередных действий). Рекомендуем принять ниже изложенный план первоочередных действий по созданию и функционированию МОЦ обязательным к исполнению (см. таблицу).

Таблица

Дорожная карта по созданию и функционированию муниципального опорного центра дополнительного образования детей в _______________ (наименование муниципального образования) Оренбургской области

на 2020 2021 уч.год

п/пНаименование мероприятияСрокиИсполнительРезультат
 Определение объекта для создания (размещения) МОЦАвгуст — сентябрьорганы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образованияНормативный правовой акт
 Определение координатора МОЦ со стороны органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образованияАвгуст — сентябрьорганы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образованияНормативный правовой акт
 Подготовка и утверждение нормативного правового акта о создании МОЦСентябрьорганы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образованияНормативный правовой акт
 Подготовка и утверждение нормативного правового акта об утверждении Положения о МОЦСентябрьорганы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образованияНормативный правовой акт
 Подготовка и утверждение нормативного правового акта об утверждении штатного расписания МОЦСентябрьорганы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования/ МОЦНормативный правовой акт
 Разработка и утверждение должностных инструкций специалистов МОЦСентябрьМОЦНормативный правовой акт
 Подготовка и утверждение нормативного правового акта об утверждении плана работы МОЦ с предварительным согласованием с РМЦСентябрь — октябрьорганы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образованияНормативный правовой акт
 Размещение на официальном сайте ОМСУ пакета нормативных правовых актов о деятельности МОЦОктябрьорганы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образованияНормативный правовой акт
 Создание информационного портала МОЦ, включающего тематические блоки:  – методический; – дистанционный; – экспертно-аналитический; – информационныйОктябрь — ноябрьМОЦИнформационный портал
 Заключение соглашения о сотрудничестве МОЦ с РМЦСентябрь октябрьМОЦ совместно с РМЦСоглашение о сотрудничестве
 Привлечение интеллектуальных партнеров, бизнес-партнеров для реализации задач МОЦОктябрь — майМОЦСоглашения о сотрудничестве

Модельный пакет нормативных правовых актов по созданию функционированию муниципальных опорных центров дополнительного образования детей в Оренбургской области представлены в разделе 2.

2. Модельный пакет нормативных правовых актов по созданию функционированию муниципальных опорных центров дополнительного образования детей в Оренбургской области

Регламент и специфика деятельности МОЦ определяются пакетом нормативных правовых документов, утверждаемых муниципальным правовым актом.

  • него входят следующие документы:

– положение о МОЦ;

– план работы МОЦ;

– медиаплан освещения деятельности МОЦ.

Ниже приведены модельные нормативные локальные акты.

2.1. Модельное Положение о МОЦ

Положение

  • муниципальном опорном центре дополнительного образования детей

___________________ (наименование муниципального образования) Оренбургской области

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цель, условия, порядок деятельности муниципального опорного центра дополнительного образования детей (далее – МОЦ).

1.2. МОЦ создан на базе ________________________________________

(наименование образовательной организации) приказом ___________________

(наименование органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования – далее ОМСУ) от _______ № _______ «____________» (наименование акта).

1.3. МОЦ руководствуется в своей деятельности федеральным законодательством и законодательством Оренбургской области.

  • Цель и задачи деятельности МОЦ

2.1. Целью деятельности МОЦ является создание условий для обеспечения на территории _______________ (наименование муниципального

образования – далее МО) эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации

современных вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования детей, установленных региональным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

2.2. Задачи МОЦ:

– осуществление организационной, методической, экспертно-консультационной поддержки участников системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей на территории _____________

(наименование МО);

– выявление, формирование и распространение лучших муниципальных практик реализации современных вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей (в том числе в сетевой форме и/или с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);

– обеспечение содержательного наполнения межведомственного муниципального сегмента общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей Оренбургской области;

– организационно-техническое и методическое сопровождение внедрения модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в _____________ (наименование МО);

– организационное и методическое сопровождение работы по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей

  • _____________ (наименование МО);

– создание организационных и методических условий, направленных на формирование кадрового потенциала в системе дополнительного образования детей _____________ (наименование МО), в том числе на развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогических работников;

– формирование и распространение моделей сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ в_____________ (наименование МО) (в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);

– разработка и апробация типовых моделей развития муниципальных систем дополнительного образования детей в ____________________

(наименование МО);

– организационное, методическое, аналитическое сопровождение работы

образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в _____________ (наименование МО);

– создание условий для выявления, сопровождения и поддержки талантливых и одаренных детей на территории _____________ (наименование МО);

– создание условий по повышению доступности дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на территории _____________ (наименование МО).

  • Функции МОЦ

3.1. Выполняет функцию ресурсного обеспечения муниципальной системы дополнительного образования детей, координирует деятельность и оказывает методическую поддержку образовательным организациям,

обеспечивающую согласованную реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной).

3.2. Обеспечивает межведомственное взаимодействие между участниками регионального проекта «Успех каждого ребёнка» в части развития дополнительного образования детей на уровне ____________ (наименование МО), осуществляет консультационную и административную поддержку его исполнителей,

проводит мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом, и осуществляет взаимодействие с региональным модельным центром дополнительного образования детей Оренбургской области (структурное подразделение Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» (далее – РМЦ).

3.3. Содействует распространению в муниципальной системе дополнительного образования детей эффективных практик реализации современных вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей, в том числе с использованием дистанционных технологий, реализуемых на территории__________ (наименование  МО), в Оренбургской области и других субъектах Российской Федерации, способствует продвижению лучших муниципальных практик.

3.4. Обеспечивает организационное и информационное сопровождение создания и функционирования модели персонифицированного финансирования обучающихся в муниципальной системе дополнительного образования детей.

3.5. Создает, апробирует и внедряет в _________ (наименование МО) модели обеспечения равного доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.

3.6. Способствует развитию сетевых форм взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях дополнительного образования, расположенных на территории __________ (наименование МО).

3.7. Содействует проведению «сезонных школ», профильных смен по различным направленностям дополнительного образования детей, в том числе оказывает организационно-методическую поддержку в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ для организации летнего отдыха (в том числе в сетевой форме и/или с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).

3.8. Создает организационно-методические условия для непрерывного развития педагогических и управленческих кадров муниципальной системы дополнительного образования детей.

3.9. Обеспечивает реализацию мероприятий по информированию и просвещению родителей (законных представителей) обучающихся в области дополнительного образования детей.

3.10. Обеспечивает информационное сопровождение мероприятий для детей и молодежи в __________ (наименование МО), в том числе:

– формирует медиаплан и проводит мероприятия по освещению деятельности МОЦ;

– обеспечивает ведение публичного перечня мероприятий для детей и молодежи в __________ (наименование МО);

– формирует позитивный имидж системы дополнительного образования детей, в том числе с использованием ресурсов социальной рекламы;

– обеспечивает широкое вовлечение детей, в том числе детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в муниципальные конкурсные и иные мероприятия.

3.11. Формирует информационно-телекоммуникационный контур муниципальной системы дополнительного образования детей, включающий:

– содержательное наполнение межведомственного муниципального сегмента общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей Оренбургской области;

– создание и поддержку функционирования информационного сервиса МОЦ и проведение информационных кампаний по продвижению мероприятий

  • муниципальной системе дополнительного образования детей через информационный портал МОЦ;

– координацию реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий на уровне муниципалитела.

3.12. Ведет работу совместно с профильными организациями по поддержке и сопровождению одаренных детей.

3.13. Содействует качественному развитию муниципальной системы дополнительного образования детей, в том числе через внедрение пилотных проектов обновления содержания и технологий дополнительного образования детей.

3.14. Организует на муниципальном уровне работу по независимой оценке качества дополнительного образования детей.

3.15. Выполняет функции муниципального оператора при проведении муниципальных этапов областных мероприятий с обучающимися.

3.16. Обеспечивает выявление инфраструктурного, материально-технического и кадрового потенциала в муниципальной системе дополнительного образования детей (организационно-методическое сопровождение инвентаризации).

  • Организационная структура МОЦ

4.1. Общая координация и контроль деятельности МОЦ осуществляется

__________ (наименование ОМСУ) и руководителем МОЦ.

4.2. Деятельность МОЦ осуществляется в соответствии с Уставом образовательной организации, на базе которой он создан, положением о МОЦ, планом работы, согласованным с __________ (наименование ОМСУ) и РМЦ.

4.3. В структуре МОЦ могут создаваться отделы, временные творческие группы, лаборатории, службы и проектные офисы для решения конкретных оперативных задач.

  • Права и обязанности МОЦ

5.1. МОЦ имеет право:

– вносить предложения, направленные на развитие муниципальной системы дополнительного образования детей, в органы исполнительной власти, ОМСУ, образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы;

– запрашивать у участников образовательных отношений в сфере дополнительного образования детей любую информацию, необходимую для

обеспечения согласованного развития муниципальной системы дополнительного образования детей;

– взаимодействовать с различными органами, государственными и общественными организациями, пилотными площадками, базовыми организациями дополнительного образования, социально ориентированными некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, иными структурами:– по стратегическим вопросам реализации регионального проекта;

– по вопросам повышения профессионального уровня руководящих и педагогических кадров муниципальной системы дополнительного образования детей;

– по вопросам ресурсного обеспечения муниципальной системы дополнительного образования детей;

– по вопросам повышения доступности и качества дополнительного образования детей.

5.2. МОЦ осуществляет подготовку отчета о реализации плана работы и предоставляет оперативную информацию по направлениям своей деятельности

  • РМЦ, _________________ (наименование ОМСУ).

5.3. МОЦ обязан:

– соблюдать законодательство Российской Федерации и Оренбургской области;

– своевременно выполнять задачи, указанные в разделе 2 настоящего положения.

  • Порядок проведения мониторинга реализации мероприятий

регионального проекта «Успех каждого ребёнка»

6.1. Мониторинг реализации мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребёнка» (далее – мониторинг) на территории ___________ (наименование МО) организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и иной информации о результатах реализации мероприятий и оценке достигнутых результатов, полученной от образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе в сетевой форме и/или с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).

6.2. При проведении мониторинга используется информация, содержащаяся в отчетах и иных документах по выполнению работ, оказанию услуг в рамках деятельности МОЦ.

6.3 Мониторинг проводится согласно планам работы РМЦ.

  • Процедуры обеспечения публичности (открытости)

деятельности МОЦ

7.1. Публичность (открытость) информации о деятельности МОЦ обеспечивается за счет размещения оперативной информации на официальных сайтах __________ (наименование ОМСУ), информационном портале МОЦ.

  • Материально-техническое обеспечение

8.1. Материально-техническое обеспечение деятельности МОЦ осуществляется за счет средств бюджета ____________ (наименование МО).

2.2. Модельный план работы МОЦ

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Директор РМЦ

_________________________________________

«___» _________ 2020 года

Руководитель органа местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования

_____________________________________

«____» __________ 2020 года

План работы муниципального опорного центра дополнительного образования детей ___________ (наименование муниципального образования) Оренбургской области на 2020 год

п/пНаименование мероприятияСрокиОтветственныйРезультат
 Инвентаризация реализуемых программ дополнительного образования детей в МООктябрь – ноябрь Далее ежегодноСпециалист или рабочая  группаАналитическая информация
 Формирование реестра дополнительных образовательных программНоябрь – декабрьСпециалист МОЦРеестр программ
 Проведение независимой оценки качества дополнительных образовательных программ1 этап ноябрь – декабрь 2 этап: май — июньСпециалист МОЦПротокол
 Формирование муниципального сегмента регионального навигатора дополнительного образования детей1 этап ноябрь – декабрь 2 этап: май — июньСпециалист МОЦ50% наполнение сегмента Навигатора
 Организационные мероприятия по внедрению модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детейОктябрь – июньСпециалист МОЦПлан мероприятий
 Подготовка отчетной документации о деятельности МОЦДекабрьСпециалист МОЦОтчет о выполнении
 Поддержание в актуальном состоянии информационного портала МОЦВ течение периодаСпециалист МОЦСвоевременное обновление информации
 Организация повышения квалификации сотрудников образовательных организаций дополнительного образования и МОЦВ течение периодаСпециалист МОЦОтчет о выполнении (ежеквартально)
 Организация краткосрочных обменов педагогов и руководителей организаций дополнительного образования детей и МОЦ, в том числе совместно с РМЦВ течение периода Программы проведения Отчет о выполнении(2 раза в год)
 Проведение мониторинговых исследований по запросу РМЦВ течение периода Форма отчета
 Подготовка ежегодного отчета о реализации на территории муниципального образования регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»В течение периода Отчет в РМЦ Информационно- аналитические материалы

2.3. Модельный медиаплан МОЦ

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Директор РМЦ

_________________________________________

«___» _________ 2020 года

Руководитель органа местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования

_____________________________________

«____» __________ 2020 года

Медиаплан освещения деятельности муниципального опорного центра дополнительного образования детей ___________ (наименование

муниципального образования) Оренбургской области на 2020 год

МероприятияСрокиОтветственныйРезультат
п/п  Специалист МОЦ 
     
1.Создание и поддержание вВ течениеСпециалист МОЦФункционирование
 актуальном состояниигода портала
 информационного портала МОЦ   
2.Проведение информационнойВ течениеСпециалист МОЦИнформационное
 кампании по продвижениюгода наполнение
 мероприятий регионального  разделов портала
 проекта «Успех каждого ребенка»   
 через информационный портал   
 МОЦ   
3.Размещение пресс-релизов и пост-В течениеСпециалист МОЦПресс-релизы и
 релизов о деятельности МОЦ вгода пост-релизы
 социальных сетях, СМИ, сети   
 Интернет   
4.Изготовление и тиражированиеВ течениеСпециалист МОЦПолиграфическая
 полиграфической продукции,года продукция
 освещающей деятельность МОЦ   
     
5.Размещение статей в СМИ иВ течениеСпециалист МОЦСтатьи,
 видеороликов в социальных сетях огода видеоролики
 деятельности МОЦ   
     
6.Предоставление отчетнойИюньСпециалист МОЦОтчет в РМЦ
 информации о реализацииДекабрь  
 медиаплана   
     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание и функционирование МОЦ в каждом муниципальном районе / городском округе Оренбургской области призвано обеспечить качественные изменения в муниципальной системе дополнительного образования детей, а также организовать эффективное взаимодействие между образовательными организациями всех типов, уровней и межведомственной принадлежности, реализующими дополнительные общеобразовательные программы в регионе.

Эффективность деятельности МОЦ обеспечивается за счет продуктивности консолидирующих усилий региональных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, РМЦ и МОЦ, институциональных органов управления дополнительным образованием детей.

При этом нормативно-правовые и организационно-управленческие механизмы развития системы дополнительного образования детей на территории региона, муниципального района / городского округа формируются на основании решения регионального межведомственного совета и муниципальных межведомственных групп по развитию региональной системы дополнительного образования.

  • числу ожидаемых результатов, призванных восполнить дефициты региональной системы дополнительного образования детей, по итогу реализации следует отнести:

– обеспечение равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

– формирование эффективной межведомственной и межуровневой системы взаимодействия в рамках развития региональной системы дополнительного образования детей;

– создание конкурентных условий для развития различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, вне зависимости от их организационно-правовой формы;

– формирование организационно-финансовых механизмов в системе дополнительного образования детей, направленных на совершенствование системы финансирования дополнительного образования детей;

– обеспечение подготовки и ранней профориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического развития региона и страны.

Важно еще раз подчеркнуть высокую степень персональной ответственности лиц, на которых возложены полномочия по обеспечению достижения целевых показателей реализации Проекта на институциональном, муниципальном и региональном уровнях в части:

– охвата детей дополнительным образованием, включая ПФ ДОД;

– функционирования муниципальных сегментов регионального общедоступного навигатора дополнительного образования детей;

– разработки и внедрения моделей и программ по обеспечению доступности дополнительного образования детей с разными образовательными потребностями и возможностями;

– создания и организации деятельности заочных школ для мотивированных школьников;

– переподготовки и повышения квалификации сотрудников и специалистов системы дополнительного образования детей.

Для уточнения планов деятельности конкретных МОЦ рекомендуем изучить нормативные и методические ресурсы (список литературы).

Список сокращений

МО – муниципальное образование

МОЦ – муниципальный опорный центр

ОМСУ – орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования

ПСФ ДОД – персонифицированная система финансирования дополнительного образования детей

РМЦ – Региональный модельный центр

Список литературы

  1. Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей — Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительноеобразование для детей». – М.: Фонд новых форм развития образования,Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н. Э. Баумана 2017– 608 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.1.metodlaboratoria-vcht.ru/_ld/0/71_IRg.pdf
  2. Интеграция общего и дополнительного образования детей. Методические рекомендации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/integr.pdf
  3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. № Пр-827) и комплекс мер по ее реализации (утвержден Правительством Российской Федерации 27 мая 2015 г. № 3274п-П8)
  4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  5. Модели интеграции общего и дополнительного образования в контексте внедрения ФГОС. Методические рекомендации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kriro.ru/upload/docs/Proekti/Modernizacia%20obshego%20obrazovania/FGOS_NO_OOO/organizacia_innovacionnoy_deyatelnosti/7-489_mod_integr.pdf
  6. Национальный проект «Образование» — паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)
  7. Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка» (в редакции от 25.06.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minobr.orb.ru/upload/medialibrary/4d5/202_yspex_kaqdogo_rebenka.pdf
  8. Письмо министерства Просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № тс-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
  9. Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976_04 О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных технологий
  10. Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976_04 О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных технологий Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций«
  11. План мероприятий («дорожная карта») «Кружковое движение» — Приложение к протоколу заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 18 июля 2017 г. № 3
  12. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» №417 02.04.2020
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
  14. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 № 58824)
  15. Приказ № 104 от 17 марта 2020 г. «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»
  16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  18. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
  19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  20. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
  21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  22. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»
  23. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
  24. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375, об утверждении Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
  25. Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2019 года №Р-136 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-21 «Об утверждении рекомендуемого перечня средств обучения для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей»
  26. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 года №3273-р «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ»
  27. Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.
  28. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  29. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»
  30. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  31. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
  32. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497
  33. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Статья 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»)
  34. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» — Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3

[1] Данная цель была озвучена Т.В. Васильевой – заместителем Министра просвещения Российской Федерации на совещании в режиме ВКС с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования (28 июля 2020 года)

[2] Ссылка на документ: https://cdnimg.rg.ru/pril/179/23/86/56722.pdf

Авторское право © 2011-2012. Все Права Защищены.