Яндекс.Метрика

slaider100letie-18

У всех детей, рожденных на земле,

Свои мечты, надежды и опора.

Представьте – мы плывем на корабле –
А впереди – бескрайние просторы!
Для нас открыты тысячи страниц
Волшебной книги под названием «Детство»,
В ней нет замков, запоров и границ,
Она хранит чудесное наследство.
Наследство – память чьих-то крепких рук,
Тепло души, полет воображения,
Умений, знаний обо всем вокруг,
И творчества чудесные мгновения.
Прошло сто лет, без малого – сто лет!
Пусть первые шаги – уже предание,
Но как сегодня ярок добрый свет,
Который мы зовем «Образование»!
Считают «дополнительным» его,
Но это слово – лучшее на свете!
Как не  «дополнить» жизни волшебство?
Как без него узнать про все на свете?
«Внешкольное»! Но каждый день летят,
Оставив дома школьные задания,
Не сотни – тысячи восторженных ребят,
Влюбленных в творчество, науку, спорт и знания!
Стремись вперед, дерзай, гляди смелей,
Чтоб в жизни воплотить свои желания!
Давайте вместе встретим юбилей
«Внешкольного» и «допобразования»!

obrazovanie-detei-2

План основных мероприятий министерства образования Оренбургской области, в рамках празднования 100-летия российской системы дополнительного образования детей

100-let-dopobrazovaniyu-mini-300x173

Из истории дополнительного образования России…

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники).

Первоначально туда записалось 17 детей, но уже в 1921 году, чтобы попасть в число учеников существовал конкурс. Ребенок проходил стажировку и только после выполнения научного задания мог быть зачислен. В момент открытия станции появились первые кружки по интересам: орнитологи, энтомологи, водолюбы, ботаники.

В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию.

К 1925 году их число значительно увеличилось: добавились кружки цветоводов, звероводов, луговодов, фенологов, гидрометеорологов. На станции была своя собственная пасека и сад. Позднее, Станция юных любителей природы была переименована в Центральную биостанцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева или БЮН, а ребят, которые там занимались стали называть бюновцами.

С историей российского дополнительного образования связано немало известных всему миру событий – к примеру, открытие в 1925 году Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», или проведение в 1967 году в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе первого финала Всесоюзной игры «Зарница».

В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития

Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы.

Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.

Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности — своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:

  • из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
  • активизации творческого и созидательного потенциала детей;
  • формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.

Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.

Цель учреждений дополнительного образования — организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправленно, наиболее вариативно.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для обучающихся  личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте – в школе.

Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

Основными факторами, определившими развитие системы дополнительного образования детей сегодня, стали:

  • развитие системы дополнительного образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений;
  • повышение эффективности и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • укрепление связи науки и практики;
  • взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с учебными учреждениями среднего и высшего профессионального образования;
  • распространение передового педагогического опыта;
  • информационное обеспечение системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу;
  • организация программно-методической службы;

Содержание дополнительного образования детей обусловлено функциями свободного времени детей и содержит:

  • рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;
  • организацию социального опыта;
  • психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;
  • персонификацию объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования.

 

План ЦДО к 100-летию системы дополнительного образования

Авторское право © 2011-2012. Все Права Защищены.