Яндекс.Метрика

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей г. Медногорска»

 

Рассмотрено и принято                                                                                 «Утверждаю»:

на педагогическом совете                                                                             Директор МБУДО «Центр

Пр. № 5 от  «30»08 2019 г.                                                                            дополнительного образования

детей г. Медногорска

________Н.П. Старкова

«_____»________2019 г.

 

 

Основная

образовательная программа

МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска»

на 2019-2020 уч.год

 

г. Медногорск

2019 год

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

№ п/п Раздел Стр.
1. Информационная справка 3
2. Нормативно-правовая база 4
3. Целевой раздел
3.1. Цель и задачи основной образовательной программы 5
3.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 6
3.3. Модель оценки качества образовательных услуг 8
4. Содержательный раздел
4.1. Образовательная среда 11
4.2. Формы и методы организации образовательного процесса 11
4.3. Содержание образовательной деятельности по направлениям 12
4.4. Модель выпускника 15
5. Организационный раздел
5.1. Учебный план 17
5.2. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса 19
5.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса 20
5.4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

 

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска».

Сокращенное наименование: МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска».

Дата основания (открытие):1945 год

Местонахождение учреждения:

            — юридический адрес: 462274, Оренбургская область, г. Медногорск, ул. Советская, д.14, телефон (35379) 32-7-03;

— фактический адрес: 462274, Оренбургская область, г. Медногорск, ул. Советская, д. 14, телефон (35379) 32-7-03.

Учредитель и собственник имущества: муниципальное образование город Медногорск. Местонахождение Учредителя: 462274, Оренбургская область, г. Медногорск, ул. Советская, д.37

Электронный адрес: cdomed@yandex.ru

Лицензия на право ведения образовательной деятельности: серия 56ЛOI № 004704 регистрационный №2530-6 Министерство образования Оренбургской области от 15.03.2016 года. Учреждению установлено право осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного образования детей следующих направлений: художественное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, естественнонаучное.

Организационно-правовая форма: учреждение

Тип учреждения: бюджетное

Вид учреждения: Центр

Директор: Старкова Наталья Петровна

В Центре четыре структурных подразделений: эстетический, технический, социально-педагогический, декоративно-прикладной.

Деятельность отделов направлена на выполнение целевых задач развития учреждения и ориентирована на продвижение нового содержания, технологий, методов и форм организации образовательной деятельности, обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования.

Важнейшим принципом образовательной политики Центра является добровольный выбор ребенком вида деятельности, педагога и объединения по интересам, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы личности, максимально реализовывать себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

 

Образовательная деятельность МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска» осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой в сфере образования

федерального уровня:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95.1, 95.2);

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утв.распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р);

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Приказ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 года № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 года № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014  № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПин 2.4.4.3172-14).

 

регионального уровня:

Постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2013 года № 553-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014 — 2020 годы;

Постановление Правительства Оренбургской области годы от 30 апреля 2013 года № 348-п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области» на 2013-2018 годы;

Региональная программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области;

Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» от 6 сентября 2013 года № 1698/506-V-ОЗ; Решение коллегии министерства образования Оренбургской области от 18.10.2013 г. № 3/2 «О состоянии и перспективах развития региональной системы дополнительного образования детей».

 

 

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

                

  • Цель и задачи основной образовательной программы

 

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», дополнительное образование должно быть направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.  Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Основная образовательная программа МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска» направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на развитие их творческих способностей, на создание основы для саморазвития и совершенствования обучающихся, на сохранение и укрепление их здоровья, на обеспечение их социальной успешности.

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», а также с учетом социального заказа родителей обучающихся.

Цель основной образовательной программы: обеспечение условий для формирования жизнеспособной, социально-активной личности, обладающей духовно-нравственным и физическим  здоровьем, а также мотивацией к самосовершенствованию и саморазвитию.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение доступности качественного дополнительного образования через диверсификацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ  и форм организации образовательного процесса;

— создание условий для формирования единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции содержания основных и дополнительных образовательных программ;

— обеспечения достижения выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенции компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями  и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями и состоянием здоровья;

— взаимодействия образовательного учреждения  при реализации образовательной программы с социальными партнерами;

— включение обучающихся через проектную деятельность в процессы познания и преобразования социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;

— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Содержание и реализация основной программы соответствует требованиям  санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, правилам пожарной безопасности, нормативно-правовым актам Российской Федерации, решениям органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

В решении этих задач принимают участие все субъекты образовательного процесса, причем роль каждого участника рассматриваются следующим образом:

Обучающийся — реализует свое право на дополнительное образование в соответствии с его интересами, способностями, потребностям. Воспитание и образование осуществляется на основе диагностических данных, дифференцированного и индивидуального подхода к образовательному процессу.

Педагог – проявляет готовность к выполнению своей основной функции-организовать и стимулировать стремление личности к познанию, организовать творческую деятельность, реализовать творческие возможности обучающихся.

Родители — несут ответственность за ребенка, осуществляя в единстве с педагогом процесс развития личности культурной и целеустремленной, нравственно и физически здоровой, готовой к самосовершенствованию.

 

 

  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 

При разработке системы оценки достижения планируемых результатов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы учитываются современные требования к предъявлению результатов.

В соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования» при оценке планируемых результатов определяются  личностные,  метапредметные и предметные  результаты, которые приобретает обучающийся по итогам освоения программы.

Диагностические процедуры определяются содержательно-тематическим направлением программ, учитывают возрастные особенности обучающихся.

Личностные достижения включают: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированная мотивация к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества, гражданскую идентичность, патриотизм, самооценку, сформированные морально-этические суждения.

Метапредметные достижения: освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия.

В метапредметных результатах можно выделить коммуникативные, познавательные и регулятивные действия.

К коммуникативным относятся: социальная компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками и взрослыми.

К регулятивным действиям относятся целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные действия включают в себя общеучебные, логические  действия, постановки и решения проблем.

Для оценки этих результатов используются различные методы: специально сконструированные  диагностические задачи, наблюдение за работой в команде, диагностические методики в виде тестов и анкет.

К предметным достижениям относятся: освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, иными словами это то, что заложено в образовательные задачи. Педагог самостоятельно разрабатывает диагностический инструментарий для оценки предметных достижений.

Предметные достижения оцениваются по результатам наблюдения, экспертной оценке результатов деятельности, тестов на основе содержания предмета. Кроме этого могут использоваться: логические и проблемные задания, портфолио, эссе, творческие задания и т.д.

Для оценки достижений планируемых результатов освоения программ педагогом разрабатывается фонд оценочных средств и определяется результативность каждого уровня. Используются несколько методов и форм в рамках одного диагностического среза с целью достижения более объективных результатов.  Результативность базового, стартового и продвинутого уровней различается степенью мотивации обучающегося, уровнем сформированных компетенций в зависимости от задач и содержание уровня. В ходе отслеживания результатов деятельности обучающихся в творческих объединениях МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска» проводится промежуточная и итоговая аттестация.

Целью аттестации является: отслеживание результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы, выявления уровня знаний, умений и навыков по результатам изучаемых дисциплин.

Формы аттестации:

а) промежуточная:

— выполнение контрольных срезов;

— учебно-исследовательские конференции;

— проведение викторин, творческих конкурсов;

— выполнение творческих заданий;

— открытые занятия для педагогов и родителей;

— показательные выступления спортивных и танцевальных коллективов;

— творческие и отчётные концерты;

— диагностические исследования (тестирование, анкетирование);

— зачёт;

— семинары;

б) итоговая:

— творческие экзамены;

— выполнение контрольных нормативов;

— защита творческих проектов;

— публикации статей в газетах и журналах;

— выпуск информационно-развлекательных программ, телесюжетов, фильмов;

— итоговые занятия в виде спектакля;

— итоговые занятия в форме игры для дошкольного и младшего школьного возраста;

— участие в олимпиадах, конференциях, выставках, конкурсах, концертах, фестивалях, соревнованиях различного уровня;

— анкетирование родителей.

Промежуточная аттестация может проводиться от одного раза (при переходе на следующую ступень обучения) до трёх раз в год в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.

Формы аттестации определяются содержанием дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в соответствии с её прогнозируемыми результатами. Итоговая аттестация учащихся проводится по завершении реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Во время проведения промежуточной и итоговой аттестации могут присутствовать родители (законные представители).

Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям, широта кругозора, свобода восприятия теоретической информации, развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

 Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям, свобода 18 владения специальным оборудованием и оснащением, качество выполнения практического задания, технологичность практической деятельности.

Критерии оценки уровня развития и воспитанности: культура организации практической деятельности, культура поведения, творческое отношение к выполнению практического задания, аккуратность и ответственность при работе, развитость специальных способностей.

По итогам обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе выдаётся свидетельство установленного образца, если это предусмотрено дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой. Учёт выдачи свидетельств ведётся в документе «Журнал выдачи свидетельств обучающимся». Показателем результативности деятельности является участие детских объединений в мероприятиях различного уровня (конкурсы, фестивали, выставки, спортивные соревнования и др.)

Администрация образовательной организации осуществляет следующие формы контроля работы педагогов: посещение открытых занятий, мероприятий, творческих отчетов, выставок, презентаций; изучение и утверждение программ, тематики и планирования занятий и т.п.

 

  • Модель оценки качества образовательных услуг

 

Основные функции и задачи управления качеством дополнительного образования детей                 Основные функции:

— обеспечение качества дополнительного образования детей, удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех потребителей;

— диагностика, оценка и прогноз качества дополнительного образования обучающихся МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска»;

— информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества дополнительного образования детей;

— обеспечение внешних потребителей (родителей/законных представителей, представителей общественных организаций и СМИ, широкой общественности) информацией о перспективах деятельности и совершенствовании образовательного процесса в МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска».

Основные задачи:

— формирование системы критериев и показателей качества дополнительного образования детей, подходов к их измерению;

— мониторинг образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей;

— оценка и самооценка качества образовательного процесса учреждения по результатам внешней и внутренней экспертиз;

— выявление факторов, влияющих на образовательные результаты учащихся, педагогов, учреждения;

— определение рейтинга педагогов дополнительного образования по уровню квалификации и результатам деятельности по итогам отчётного периода;

— реализация механизмов общественной экспертизы и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образовательной услуги.

Оценка качества осуществляется посредством:

— внутренней экспертизы;

— общественной экспертизы;

— профессиональной экспертизы (аттестация, фронтальная проверка).

Процесс внутренней экспертизы осуществляется:

— администрацией МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска»;

— методическим советом;

— педагогическим советом.

Под качеством номинируемой услуги (дополнительное образование детей в образовательном учреждении) понимается качество образовательного процесса, отражающего степень соответствия достижений обучающихся МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска», а также условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Качественные составляющие образовательных услуг:

— потенциал педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

— организация образовательного процесса (технологии, формы, методы, приёмы);

— ресурсное обеспечение (материально-техническое, программно-методическое);

— разработка и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

— управление деятельностью учреждения;

— нравственно-эстетическое, гражданско-патриотическое воспитание в процессе социализации личности;

— партнёрское взаимодействие с семьей и социумом;

— результативность участия учащихся в мероприятиях районного, областного, всероссийского и международного уровней.

 

 

Организационные условия обеспечения и управления качеством образовательных услуг

 

Под организационными условиями мы понимаем совокупность взаимосвязанных процессов, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность и достичь тех или иных результатов, а именно:

— наличие высококвалифицированного педагогического состава с внутренней потребностью к саморазвитию, совершенствованию результатов;

— организацию образовательного процесса с учётом индивидуальных запросов потребителей (учащегося, родителей или законных представителей), использование современных технологий, форм, методов;

— наличие материально-технического и программно-методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам;

— наличие административной команды, владеющей современными программно-целевыми и проектными методами управления образовательным учреждением;

— наличие системы мониторинга качества предоставления образовательных услуг.

Процесс управления качеством образовательных услуг в Центре подчиняется следующим принципам:

— ориентация на требования потребителей. Учреждение поддерживает взаимовыгодные отношения с заказчиками, как внешними (социум), так и внутренними (родители);

— учет требований отечественной системы образования; — стимулирование педагогических работников к повышению профессиональной компетентности и улучшению результатов своей деятельности;

— учёт потенциала учащихся при организации образовательного процесса в творческом объединении, оценке результатов.

Технология оценки качества образовательных услуг основана на анализе личностных достижений учащихся, деятельности педагога дополнительного образования, престиже учреждения в социуме.

Оценка личностных достижений учащегося включает мониторинг:

— качества освоения дополнительной общеразвивающей программы на основе предусмотренных измерительных диагностик;

— уровня результативности участия учащегося в интеллектуально-творческих мероприятиях районного, областного, всероссийского и международного уровней;

— социально-личностных характеристик;

— развития творческого потенциала;

— сформированности познавательных интересов, мотивации;

— сформированности ценностных ориентаций;

— сформированности гражданской позиции.

Оценка деятельности педагога дополнительного образования осуществляется по следующим параметрам:

— направленность педагога;

— приоритетные ценности;

— мотивы деятельности;

— самооценка;

— стиль педагогического воздействия;

— стремление к саморазвитию;

— мотивация успеха.

Оценка престижа организации в социуме. Престиж рассматривается нами как значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности организации, её социальная востребованность и социальная польза. Данное понятие соотносится с авторитетом, уважением, влиянием и выступает в роли меры признания обществом заслуг организации, его оценки местной властью, гражданами, учащимися, их родителями.

Оценка престижа организации определяется наличием следующих факторов:

— стратегии инновационного развития;

— высококвалифицированных педагогов и эффективной системы повышения их профессионально-трудовой мотивации;

— социально-психологического компонента образовательного процесса (удовлетворённость всех субъектов жизнедеятельностью организации),

— количеством призеров, лауреатов, победителей в различных видах конкурсного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

4.1. Образовательная среда

 

МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска» расположен в центре города. Здесь же  осуществляют свою деятельность Детская школа искусств и детско-юношеская спортивная школа.

Находясь в социуме, насыщенном организациями, предоставляющими услуги по развитию детей и организации культурного досуга, ЦДО необходимо быть конкурентноспособным. Заказчиками  дополнительных образовательных услуг являются дошкольники, учащиеся общеобразовательных школ, студенты МИК, ММК, родители.

Наибольшей популярностью обучающихся пользуются творческие объединения художественной и социально-педагогической направленностей. Основной мотив выбора детского объединения – узнать что-то новое, развитие способностей и подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Организация взаимодействия ЦДО с заинтересованными ведомствами и общественными организациями в создании единого образовательно-воспитательного пространства – одно из условий успешной деятельности учреждения.

Отношения с ними строятся на следующих содержательных принципах:

— обеспечение непрерывности образования и внедрение в него регионального компонента через дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы;

— создание единой организационной структуры, обеспечивающей разработку стратегии методической деятельности учителей и педагогов дополнительного образования;

— организация совместных мероприятий;

— развитие единого информационного пространства;

— реализация взаимных интересов в сфере образования детей и подростков.

Учреждение осуществляет свою деятельность  на базе общеобразовательных организаций (СОШ №1, СОШ №2, гимназия, СОШ №7, БСОШ, ООШ №5, БООШ) и ДКМ на основе договоров о сетевом взаимодействии.

 

4.2. Формы и методы организации образовательного процесса

 

Участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители) и педагогические работники. Обучение и воспитание ведется на русском языке. МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска»  ведет работу семь раз в неделю  согласно с правилами внутреннего распорядка Учреждения.

Функции образовательной деятельности ЦДО: обучение, воспитание, развитие, социализация, формирование опыта. Образовательный процесс организации выстраивается посредством реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанных на основе  информационно-коммуникационных, проектно-созидательных, здоровьесберегающих, игровых технологий, а также технологий сотрудничества, проблемного обучения, индивидуального обучения, личностно-ориентированного подхода.

Формы работы с детьми разнообразны: групповые, индивидуальные; викторины, конкурсы, игры; походы выходного дня, проектная деятельность, экскурсии, встречи с представителями различных сфер деятельности, беседа, дискуссии.

При организации образовательного процесса используются:

— словесные методы работы: беседа, чтение, рассказы педагога и самих детей, объяснения, диалог;

— наглядные методы работы: наблюдение, демонстрация, работа с сюжетными и опорными картинками, дидактическим материалом, экскурсии;

— практические методы работы: игровые и конкурсные программы, праздники, упражнения, праздники, изготовление предметов декоративно-прикладного творчества, рисование, лепка.;

— методы стимулирования: соревнование, поощрения;

— коммуникативный метод;

— метод проектов;

— объяснительно-иллюстративный и другие.

 

4.3. Содержание образовательной деятельности по направлениям

 

Содержание образовательного процесса реализуется через дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, направленные на реализацию воспитательных, обучающих и развивающих задач, позволяющих раскрывать задатки и способности детей, создавать условия для их личностного саморазвития.

Образовательная деятельность реализуется по следующим направлениям:

            Художественное направление включает в себя творческие объединения декоративно-прикладного («ИЗО», «Семицветик», «Волшебная кисть», «Город мастеров», «Рукодельники», «Очумелые ручки», «Народные промыслы»,  «Пчелка», «Золотые ручки», «Территория творчества», «Конструирование и моделирование», «Калейдоскоп») и художественного творчества (театр моды «Алламанда»,  досуговый клуб «Комфорт», студия дошкольного эстетического развития «Малышок», ансамбль ложкарей «Дударики», вокальные группы «Радуга» и «Забава», хореографические коллективы «Новация», «Орхидея»).

К особенностям содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности относится их внутренняя подвижность, связанная с личностной ориентацией, учетом творческих способностей обучающихся, выбравших тот или иной вид искусства. Основными целями программ являются:

— духовное развитие личности обучающегося и привитие ему основополагающих принципов нравственности;

—      развитие эмоционально-ценностного отношения к  миру, явлениям жизни и искусства;

— воспитание и развитие художественного вкуса обучающегося, его интеллектуальный и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

—  освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной культуры;

— овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

— формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижения мировой культуры.

Достижение целей и задач художественной направленности  в текущем году осуществлялось через реализацию следующих мероприятий:

— городских и областных выставках «Пасхальный перезвон», «Мастера и подмастерья», «Мастера волшебной кисти», «Безопасность труда и Я»;

— межрегионального  конкурса детских театров моды  «Стиль-2018»;

— областных музыкальных фестивалей «Долг. Честь. Родина», «Талант! Музыка! Дети!», «Обильный край, благословенный», «Зажги свою звезду»;

—  городских фестивалей-конкурсов: «Долг. Честь. Родина», «Медногорские звездочки», «Веселая карусель», «Медное ожерелье».

            Социально-педагогическое направление представлено широкой сетью творческих объединений гражданско-патриотического («Школа вожатого», «Школа безопасности», «Отчизна», «Ученическое самоуправление», «Будь в теме», отряды ЮИД И ДЮП, детские общественные организации  «Родники», «Содружество», Республика Радужная», «Гармония»)  и познавательного характера («Познавайка»).

Программы социально-педагогической направленности призваны обеспечить создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих обучающемуся осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. При этом обеспечивается гармонизация интересов общества и интересов каждой личности.

Обучающиеся, включенные в социально-значимую деятельность, имеют возможность:

— приобрести личный социальный опыт;

— развить такие качества личности, как трудолюбие, организованность, собранность, чувство долга и ответственность, предприимчивость, требовательность к себе;

— реализовать себя в социально-значимых делах и общественно значимой деятельности, направленной на становление его позиции как гражданина города, страны через работу детского объединения;

— активно реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития.

Следствием этого является накопление обучающимися опыта гражданского поведения, самооценки личности, осознанного выбора профессии, получение  квалификационной помощи по  различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни, способствует  гражданскому становлению подрастающего поколения.

Достижение целей и задач социально-педагогической направленности  в текущем году осуществлялось через реализацию следующих значимых мероприятий:

— городские слеты ЮИД и ДЮП;

— городские конкурсы «Лидер 21 века среди младших и старших школьников»;

— городская заочная турнир -викторина «Колесо истории»;

— городской конкурс юных чтецов «Живая классика»;

— городской конкурс «Пост прав ребенка»;

— городские конкурсы «Коррупция глазами обучающихся», «Нет наркотикам»;

— областные конкурсы по безопасности дорожного движения и профилактике пожарной безопасности;

— областной конкурс социальных проектов детских общественных  организаций;

-областного конкурса детских социальных проектов «Я гражданин России» и другие

Техническое направление представлено широкой сетью творческих объединений действенно-практического характера: начального технического моделирования («Фиксики», «Артель мастеровых», «Мастерилки», «Школа юного техника», «Ловцы чудес»), конструирования («Конструирование»),  радиотехники («Радиотехника»). С начала учебного года в рамках сотрудничества с градообразующим предприятием ММСК по  профориентации среди учащихся старших классов открыла «Школа будущих инженеров».

Общей целью дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ не зависимо  от возраста обучающихся, является  создание условий для развития личности подростка, способной к позитивному самовыражению через включение его в техническое и изобретательское мастерство.

Достижение целей и задач технической направленности  в текущем году осуществлялось через реализацию следующих мероприятий:

— городской  этап Всероссийского научно-технического конкурса «ИНЖЕНЕРИАДА УГМК»;

— зональная выставка  технического конструирования «Юный техник»;

— областная выставка «НТТМ и другие.

            Туристско-краеведческое направление имеет своей целью развитие творческих способностей детей и подростков на основе поисково-исследовательской деятельности и средств туристско-краеведческой работы, воспитание  гражданственности, патриотизма, толерантности подрастающего поколения, улучшения окружающей среды и самих себя в процессе туристических походов и экскурсий. Направление представлено объединениями туристического («Экстрим») и краеведческого характера («Поиск», «Музейная работа»).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «Поиск», «Гражданско-патриотическое воспитание посредством клубной работы» способствуют изучению истории и культуры родного края и формируют  у детей чувство гражданственности и патриотизма.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экстрим» пропагандирует здоровый образ жизни, активный отдых, способствует развитию туристических умений и навыков.

Достижение целей и задач технической направленности  в текущем году осуществлялось через реализацию следующих мероприятий:

— Первенство города по фигурному вождению велосипеда;

— городское соревнование  по вязке узлов «Туристский узел»;

— городской смотр-конкурс музеев и музейных уголков, посвященных в 2018 году 100-летию Красной Армии;

— областные дистанционные  конкурсы «Краеведческий калейдоскоп», «Растим патриотов», «И гордо реет флаг державный»;

— региональный этап Всероссийского конкурса активистов музейного движения.

Естественнонаучное направление представлено развитием творческих объединений по экологическому воспитанию, эколого-биологическому, математическому развитию детей дошкольного и школьного возраста («Эколята», «Одаренок», «ЭкоШанс-Медногорье», «Юный эколог», городская математическая школа «Вектор»). Программы естественнонаучной направленности носят теоретический, прикладной, практический, исследовательский  характер. Основной целью данных программ является развитие навыков изучения, исследования, сохранения собственного здоровья, применение  полученных знаний на практике. В процессе обучающиеся научаются адекватно подходить к выбору  методик анализа собственного материала, оформлять и представлять собранный материал на семинарах, научно-практических конференциях разного уровня.

Не первый год привлекают учащихся среднего и старшего звена  занятия в очно-заочной школе «Академия юных талантов «Созвездие». Они выполняют задания преподавателей Оренбургских ВУЗов, участвуют в профильных сменах областных лагерей  по программе  «Одаренные дети»  в дни школьных каникул, оформляют исследовательские работы. Участие учащихся в научных конференциях любого уровня, в работе областной очно-заочной школе для одаренных детей «Созвездие» дают опыт  позитивного личностного взаимодействия в коллективном творчестве.

Для учащихся выпускных классов  функционирует муниципальная математическая школа «Вектор» на базе образовательных учреждений (СОШ №1, гимназия, СОШ №7, БСШ).

Достижение целей и задач социально-педагогической направленности  в текущем году осуществлялось через реализацию следующих значимых мероприятий:

— городской конкурс   «Здоровье планеты в моих руках!»;

— заочный этап областного конкурса «За чистоту родного края»;

— областная экологическая акция «Сдай макулатуру – спаси дерево!»;

— областной конкурс фотографий «Красота родного края»;

— областная олимпиада научно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Созвездие»;

— областной конкурс экологических проектов школьников «Старт – АП в экологии».

Использование разнообразных форм проведения занятий, методов и приемов, педагогических технологий способствует созданию оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей, обеспечивает личностно-деятельностный характер усвоения знаний, умений, навыков, учитывает индивидуальные особенности личности, развивает познавательную активность, творческую самостоятельность, индивидуальные способности  на пути социального и профессионального самоопределения обучающихся.

 

 

4.4. Модель выпускника

 

Основной результат деятельности МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска можно рассмотреть на примере описания «Модели выпускника».

Выпускник ЦДО – жизнеспособная социально-активная личность, обладающая духовно-нравственным и физическим здоровьем, устойчивой мотивацией к самосовершенствованию  и саморазвитию, обладающая высоким уровнем сформированности универсальных регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий, а также набором знаний и умений в одной или нескольких предметных областях, на уровне, шире базового.

Освоение обучающимися универсальных учебных действий будет способствовать формированию и развитию их личностных и ключевых компетентностей:

ценностно-смысловой – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль  и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для  своих действий и поступков, принимать решения;

общекультурной – осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, роли науки и религии  в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени;

учебно-познавательной – готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов его познания;

информационной – готовность обучающегося самостоятельно работать  с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

коммуникативной – включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе;

социально-трудовой – владеть знаниями и опытом в гражданско-общественной  деятельности (выполнять роль гражданина, наблюдателя и избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (знать права производителя, потребителя, покупателя и клиента), в области семенных отношений и обязанностей в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;

личностного совершенствования – готовность обучающегося осуществлять  физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию  и самоподдержку.

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

  • Учебный план

 

Согласно ст.1 п.22 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»:

«Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности  и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы  промежуточной аттестации обучающихся».

Учебный план МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска» разработан в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» в Российской Федерации, Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11.2018 г.  № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным  программам», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН  2.4.4.3172-14, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ ОТ  04.07.2014 №41), Уставом ЦДО,  локальными  актами.

Учебный план ЦДО на 2019-2020 учебный год регламентирует организацию образовательного процесса с указанием: направленности  дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, количества учебных групп, обучающихся и часов в неделю  по годам обучения.

Образовательная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных творческих объединениях по интересам в соответствии с требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 Образовательная деятельность может осуществляться Центром в творческих объединениях, действующих на базе других образовательных учреждений и организаций.

Отношения между ними и МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска» определяются договорами сетевого взаимодействия.

      Учебный план МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска» призван обеспечивать выполнение основных задач:

— введение новых актуальных направлений образовательной деятельности;

— организовать учебно-воспитательный процесс, стимулирующий развитие природных склонностей и творческих способностей детей, обеспечивающих самопознание, самообразование и самореализацию личности;

— совершенствовать здоровье сберегающую среду, через построение воспитательно- образовательного процесса на основе использования здоровье сберегающих технологий;

— создание системы объединения ресурсов с общеобразовательными учреждениями в деле воспитания детей и подростков;

— создание системы координации деятельности с различными структурами с целью создания единого «воспитательного пространства».

— повысить доступность образовательных услуг Центра для всех категорий населения, в том числе детей с особенностями в развитии не посещающими общеобразовательные учреждения;

— обеспечить эффективность профилактики асоциального поведения детей и подростков, детской беспризорности, правонарушений за счет максимальной занятости обучающихся;

— усовершенствовать систему социального партнерства Центра с общественными и некоммерческими организациями и фондами, промышленными предприятиями города, повысив инвестиционную привлекательность учреждения дополнительного образования детей.

     Целевая направленность

В целом учебный план обеспечивает рациональную организацию образовательного процесса, необходимого для перегрузки, перенапряжения и обеспечивает условия успешного обучения детей и подростков, сохранение их здоровья, развития личности, создания условий для развития индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности.

Работа дополнительного образования строится на принципах гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребёнком вида деятельности, дифференциации образования с учётом реальных возможностей каждого обучающегося.

Стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образовательного процесса

В учебный план включены образовательные программы, в содержании которых отражены:

-цели и задачи, ведущие идеи и средства их достижения; -планирование образовательного процесса с изложением последовательности и тематики образовательного материала;

-педагогические технологии развития ребенка и определение результатов педагогической деятельности;

-организация образовательного процесса как единой развивающий среды и совместной деятельности ребенка, педагога и родителей;

-материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса с указанием необходимых материалов и оборудования.

Структура и содержание Учебного плана

Организация учебно-воспитательного процесса Центра дополнительного образования имеет свои особенности:

— обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;

— обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

— детям предоставляется возможности: сочетать различные направления и формы занятий; переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню развития);

— различные сроки реализации дополнительных образовательных программ (от 1 года и более);

— педагогическим коллективом создаются комфортные условия пребывания детей на занятиях, учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами.

Содержание дополнительного образования осуществляется по следующим направлениям:

Техническое направление – в задачу которого входит развитие творческих способностей, овладение конструкторскими навыками и развитие научно-технических способностей обучающихся.

Охват кружками детей в данном направлении от 4 до 18 лет.

По итогам работы кружков научно-технического направления будут проводиться выставки конструкций, их авторская демонстрация, защита проектов, выставки моделей.

Художественное направление способствует развитию у детей потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности.

Охват кружками детей в данном направлении с 4-х по 18 лет.

По итогам работы кружков художественно-эстетического направления будут проводиться выставки, соревнования, показательные выступления, концерты, вечера.

Эколого-биологическое направление способствует постижению взаимосвязи природы и человека, приобщение к прекрасному.

Охват кружками детей от 7 до 15 лет.

По итогам работы кружков эколого-биологического направления будут проводиться  выставки, защита проектов, семинары, конференции, исследовательская деятельность. Социально-педагогическое направление развитие детей как творческих личностей. Охват детей кружками в данном направлении с 4 до 18 лет.

По итогам работы кружков данного направления будут проводиться творческие отчеты, фестивали, учебно-исследовательские конференции, конкурсы.

 

  • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

 

Согласно  СТ.75 П.4 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ)  содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним определяются самой программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Реализуемы дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы ЦДО по уровню усвоения являются общеразвивающими, в их числе программы, направленные на поддержку и развитие одаренных и талантливых  обучающихся, а также детей-инвалидов.

Перечень реализуемых программ утверждается ежегодно директором Учреждения. Программы направлены на развитие личности ребенка и выстроены с учетом дифференцированного и индивидуального образования, воспитания, развития детей и подростков.

В настоящее время в Учреждении разработано и реализуется 75 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различных направленностей, из них:

— художественной: 32 (43%);

-социально-педагогической: 19 (25%);

-технической: 15 (20%);

— естественнонаучной: 6 (8%);

-туристско-краеведческой: 3 (4%).

Приоритетные принципы в реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:

— свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

— ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

— возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

— единство обучения, воспитания,  развития;

— практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Занятия проводятся согласно расписанию, которое составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся и утверждается  в начале учебного года. Перенос занятий или изменение расписания производится только при согласовании с администрацией и оформляется документально.

Во время каникул образовательный процесс не прекращается.

Формы аттестации контроля знаний.

В ходе отслеживания результатов деятельности обучающихся в творческих объединениях ЦДО  проводятся  отчетные концерты, открытые занятия, концерты, защита проектов и другие.

Показателем результативности деятельности является участие творческих объединений в мероприятиях различного уровня.

Администрация образовательной организации осуществляет следующие формы контроля педагогов: посещение открытых занятий, мероприятий, творческих отчетов, выставок, презентаций, изучение и утверждение программ, календарного учебного графика, мониторинга и т.п.

Основными формами контроля полноты реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ являются:

— педагогический мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся;

— административный контроль занятий, мероприятий, выполнение календарного учебного графика, ведение журналов;

— анализ полноты реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Широкий спектр программ на данный момент достаточно в полном объеме удовлетворяет образовательные потребности потребителей.

Таким образом, программное обеспечение образовательного процесса МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска»  направлено на оптимизацию, высокое качество дополнительных образовательных услуг, их соответствие  потребностям личности, общества и государства; обновление форм и содержания образовательной деятельности во всех структурных подразделениях ЦДО.

 

  • Кадровое обеспечение образовательного процесса

 

Кадровый состав МБУДО «Центр дополнительного образования детей» — 46 работников, из них основных-   22 (48%), совместителей – 24  (52%); 78% с высшим профессиональным образованием, 22% со средним профессиональным образованием; 39% с высшей квалификационной категорией, 24% с первой квалификационной категорией (на 01.09.2019 г.).

 

Таблица 1

Уровень образования и квалификации педагогического коллектива

Год Всего работников Из общей численности работников имеют образование Имеют квалификационные категории
Высшее профессиональное Из них педагогическое Среднее профессиональное Из них педагогическое Высшая Первая Соответствует занимаемой должности Не  имеют
2017 45 35 34 9 8 15 13 8 9
100% 78% 76% 20% 18% 33% 29% 18% 20%
2018 46 36 35 10 8 18 11 7 10
100% 78% 76% 22% 17% 39% 24% 15% 22%
на 01.09.

2019

46 36 35 10 8 18 11 7 10
100% 78% 76% 22% 17% 39% 24% 15% 22%

 

В 2018-2019 уч.году  в ЦДО аттестованы на первую – 4 педагога (Меркушева Н.М., Москаленко А.А., Безгодова О.Н., Хаснулина Е.В.).

Таблица 2

Соотношение педагогического коллектива по стажу и возрасту

 

Год Всего работников Стаж Возраст
Менее

2 лет

От 2 до 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 20 лет Более 20 лет Моложе 25 лет 25-35 лет 35-55 лет Их них пенсионеры Из них женщины
2017 45 9 6 3 16 11 1 8 36 6 6
100% 20% 13% 7% 36% 24% 2% 18% 80% 13% 13%
2018 46 9 7 2 17 11 1 6 37 9 9
100% 20% 15% 4% 37% 24% 2% 13% 80% 20% 20%
На 01.09.

2019

46 9 7 2 17 11 1 6 37 9 9
100% 20% 15% 4% 37% 24% 2% 13% 80% 20% 20%

 

Анализ данных о педагогическом стаже работников МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска» показал, что среди педагогов преобладают сотрудники, имеющие стаж педагогической деятельности  от 10 до 20 лет (37%) и более 20 лет (24%).

В Учреждении работают как опытные, так и начинающие педагоги. Такое сочетание грамотности и опыта являются основой для грамотной организации учебно-воспитательного процесса.

Одной из значимых характеристик педагогического коллектива ЦДО является количество работников, имеющих различные награды.

На 01.09.2019 год статистика такова;

— Почетная грамота Министерства образования и науки РФ – 1 человек;

— Благодарность Министерства образования и науки РФ – 1 человек;

— Почетная грамота Министерства образования Оренбургской области -9 человек;

-Благодарственное письмо Министерства образования Оренбургской области- 2 человека.

За весомый вклад в развитие образования, за плодотворную профессиональную деятельность портрет педагога дополнительного образования, руководителя образцового вокального коллектива «Радуга» Грининой Е.А. решением городского Совета депутатов №237 от 13.02.2018 года занесен на Доску Почета г. Медногорска.

В 2016 году этим почетным правом была удостоена также педагог дополнительного образования Гордеева Н.Г.

 

  • Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

МБУДО «Центр дополнительного образования детей г. Медногорска» расположен в двухэтажном здании, общей площадью 1307 кв.м.

Материально-техническое обеспечение включает в себя необходимые учебные и вспомогательные площади для образовательного процесса, достаточную инфраструктуру. Учреждение имеет:

— 16 учебных кабинетов;

— актовый зал, мастерскую;

— музей;

— костюмерную;

— конференцзал;

— вставочный зал;

— гардероб.

Все помещения оснащены соответствующей мебелью, необходимым оборудованием, что позволяет качественно осуществлять образовательный процесс.

Для организации образовательного процесса и проведения учебных занятий имеется 6 компьютеров, 3 многофункциональных устройств (сканер, копир.принтер), 2 ноутбука и DVD- плеера, проектор и экран, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеомагнитофон.

В учреждении свободный доступ к Интернету, проведена локальная сеть. Создан и функционирует официальный сайт, имеется электронная почта.

В ЦДО  разработана и реализуется на практике система обеспечения безопасности детей во время их пребывания в учреждении. Охрана обеспечивается сторожами круглосуточно.

Имеется тревожная кнопка для вызова сотрудников вневедомственной охраны. Этажи оснащены планами эвакуации обучающихся и сотрудников. На каждом этаже имеются средства пожаротушения.

 

 

 

 

 

 

 

Авторское право © 2011-2012. Все Права Защищены.