Порядок применения дистанционных технологий в обучении
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МБУДО
«Центр дополнительного
образования детей г. Медногорска»
Байтурина Г.Р.
Приказ № 58-од от 03 апреля 2020 года
ПОРЯДОК
Применения дистанционных технологий в обучении
в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного
образования «Центр дополнительного образования
детей г.Медногорска»
- Общие положения
1.1.Настоящий Порядок устанавливает правила применения в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей г.Медногорска» (далее – ЦДО) дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными актами:
— Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.16);
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ №1015 от 30.08.2013.
1.2. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии применяются в целях:
— предоставления обучающимся возможности осваивать дополнительные образовательные программы независимо от местонахождения и времени;
— повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий обучения с электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями;
— сохранности контингента обучающихся;
— непрерывности образовательного процесса.
1.3. В настоящем Порядке используются следующие термины:
— электронное обучение (далее ЭО) — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
— дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) — образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
1.4. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации дополнительных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является место нахождения ЦДО независимо от места нахождения обучающихся.
1.5. ЦДО вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения дополнительного образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебной деятельности.
1.6. Дополнительные образовательные программы могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала.
Соотношение объема проведенных учебных занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется ЦДО в соответствии с дополнительными образовательными программами с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности.
ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса.
1.7. ЦДО доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора путем размещения сведений на официальном сайте ЦДО в системе Интернет.
1.8. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения.
1.9. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются:
— образовательные онлайн-платформы;
— образовательные ресурсы, размещенные на официальном сайте ЦДО в системе Интернет;
— образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах в системе Интернет;
— видеоконференции;
— вебинары;
— skype-общение;
— e-mail;
— электронные носители мультимедийных приложений к учебникам;
— электронные учебные пособия, разработанные с учетом требований законодательства Российской Федерации об образовательной деятельности.
1.10. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, определяются и используются педагогами самостоятельно, что находит отражение в программах обучения, либо по мере необходимости на основании приказа руководителя ЦДО.
- Цели и задачи
2.1. Основной целью использования ЭО и ДОТ является предоставление обучающимся возможности освоения программ дополнительного образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
2.2. Использование ЭО и ДОТ способствует решению следующих задач:
— создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения;
— повышение качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий;
— открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;
— создание единой образовательной среды ЦДО;
— повышение эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся;
— повышение эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
— принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ дополнительного образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания;
— принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
— принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
— принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения;
— принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
— принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
— принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются:
— обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ;
— обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и обучающихся;
— обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
— обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, тестированиях, олимпиадах, конкурсах.
- Участники образовательного процесса
с использованием ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются:
— обучающиеся;
— педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники ЦДО;
— родители (законные представители) обучающихся.
3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающих дополнительные образовательные программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации.
3.3. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по основным направлениям внеучебной деятельности.
3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют педагогические работники, имеющие соответствующую подготовку.
3.5. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные в соответствии с образовательным законодательством Российской Федерации.
3.6. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.).
3.7. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов.
- 4. Учебно-методическое обеспечение
4.1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями образовательного законодательства Российской Федерации, нормативными актами министерства образования Оренбургской области и отдела образования администрации г. Медногорска, локальными актами ЦДО.
4.2. Учебно-методическое обеспечение должно способствовать организации самостоятельной работы обучающихся, включая обучение и контроль знаний каждого обучающегося (самоконтроль, текущий контроль), тренинг путем предоставления обучающимся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации ЭО и ДОТ.
4.3. При реализации дополнительных образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ ЦДО:
— обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников;
— оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
— самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением ЭО и ДОТ;
— ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса.
4.4. При реализации дополнительных образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ ЦДО вправе не предусматривать учебные занятия, проводимые путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.